Детское чтение

Сложно переоценить всю значимость овладения читательскими навыками. От того, насколько свободно ученик владеет ими, зависит его успешность в среде сверстников и в обществе. Однако, в последние десятилетия наблюдается стойкая тенденция к снижению увлекательности этого процесса у молодого поколения. Если в середине прошлого века в библиотеках была очередь, а самая потрепанная книжица на полке была предметом страсти каждого советского школьника, так как считалась самой интересной, то сегодня все изменилось. Библиотечный фонд ежегодно пополняется новыми красочными изданиями, как всемирно известных и долгие годы любимых детских писателей, так и современных, молодых. И стоят эти фолианты ровно в том виде, в каком их поставили на полку: новенькие, ни разу не открытые. Дети перестали читать. Книголюбы сегодня – редчайшие экземпляры. Если так пойдет и дальше, библиотеки исчезнут вообще.

Отношение к книге в России

   Россия, точнее СССР, всегда считалась самой читающей страной в мире. Конечно, эрудиты среди школьников еще есть в современном российском обществе. Доказательство тому – участники телепередачи «Умники и умницы». Всем понятно, что именно эти потрясающе эрудированные, начитанные подростки – будущее страны. Но много ли таких юношей и девушек в пересчете на многомиллионное население России? Для большинства из них том Пушкина или Гоголя – тяжкая повинность, элемент школьных занятий и больше ничего.
Многие годы в школах ежегодно проверялась и проверяется техника чтения учащихся. Ранее она заключалась лишь в измерении скорости чтения, сегодня в данное понятие входит и правильность, и выразительность, и понимание прочитанного, ну и скорость, естественно, куда же без нее.
Если сравнивать нормы слов, прочитанных в минуту, при переходе из начального звена в среднее, то они существенно снижены. Десять лет тому назад ученик должен был читать 100-110 слов в минуту, сегодня — 85-95 слов. Это происходит потому, что школьник не читает ничего сверх программы, а без практики невозможно формирование беглого чтения.

Современные реалии

     В одном из регионов России провели анкетирование родителей. На вопрос: «Что для вашего ребенка есть чтение?» были даны следующие ответы:
— мучение, принудиловка;
— испорченные нервы родителей;
— редкое проведение досуга;
— школьная программа.
Результаты анкетирования самих школьников и того хуже. Даже лучшие из них вряд ли сходу вспомнят наизусть хотя бы одно стихотворение, разве что из недавно выученных по программе.
Кризис детского чтения – следствие того, что печатное издание перестало быть в приоритете во многих российских семьях, причем, уже в нескольких поколениях.

Всегда ли книга полезна?

    Еще одна проблема – появление низкосортной литературы. Современная цензура, к сожалению, значительно снизила качество проверки, поэтому сегодня не редко можно встретить детские повести и рассказы, в которых добро и зло выступают на равных, а реальная жизнь заменяется виртуальной имитацией. Юный читатель просто деградирует, уподобляясь героям таких «шедевров», в нем рождается агрессия, появляется склонность к девиантному поведению.
Взрослые обязаны знать, что интересует их отпрыска. Если произведение не соответствует возрасту или несет антигуманный характер, его нужно изымать из круга детского чтения. Но взамен ребенку нужно что-то предложить, а для этого надо читать самим старые добрые детские книги.

Что делать, чтобы ребенок полюбил книгу

   Чем раньше начнут читать малышу, тем больше вероятность, что он полюбит этот процесс и сам.
Читая вслух для сына или дочки, можно остановиться на самом интересном месте. А если они уже сами умеют это, оставить с книгой один на один. Через некоторое время вернуться и спросить, что там было дальше.
Если дочь или сын видят, что в семье любят читать, они проявят интерес к книге.
Стоит подписываться на детские журналы. Материал для чтения в них разнообразен и ненавязчив.
Начинающему читателю нужно подсказывать, на какую книгу стоит обратить внимание. Жанры должны быть разнообразные: приключения, лирика, детективы, фантастика. Это формирует определенные пристрастия.
Никогда нельзя заставлять дочитывать то, что детям не интересно.


Поделиться