Дети с ОВЗ

На сегодняшний день число детей с ограниченными возможностями здоровья безудержно возрастает, поэтому и родители, и педагогический коллектив должны обладать навыками, позволяющими создать таким детишкам комфортные условия для обучения и развития.
Должны ли обучатся дети с ОВЗ в школе или достаточно дистанционных уроков?

Специалисты рекомендуют детям с ОВЗ посещать школу по мере возможностей. Если самочувствие ребенка позволяет, то получение знаний могут быть ежедневными. Оговорите с администрацией вынужденные пропуски нескольких уроков в день, если таковые планируются. Если родители пока еще не готовы отпускать сына или дочку в общеобразовательное учреждение, то возможно посещение 1-2 раза в неделю. Так или иначе, дети с ОВЗ должны проходить социализацию уже в раннем возрасте и ученический коллектив одногодок – идеальная среда.

Обучение детей с ОВЗ. Общие правила:

Ощущение психологического комфорта. Дети с ОВЗ в школе могут чувствовать опасность со стороны учителей или одноклассников. Общепринятая строгость учителей, повышенная интонация, чрезмерная жестикуляция, возможно, испугают ребенка или же вызовут раздражение. Поведение других детей в этом вопросе еще опаснее, ведь ввиду совсем юного возраста, они гиперактивны и непредсказуемы.

Мотивирование ребенка. Самое главное – заставить ребенка захотеть учится. Родители и преподаватели, занимаясь с ребенком, должны излагать материал так, чтобы чадо ним заинтересовалось. Разумеется, постоянно ломать голову над тем, как же подать информацию «вкусно» не обязательно. Делайте это, когда располагаете временем или же тогда, когда позволяет изучаемое. Ни в коем случае не игнорируйте вопросы, которые задает ребенок, ведь это признак желания понять и запомнить урок.

Взаимопомощь. Если в кругу семьи проблем с соблюдением необходимых норм не будет, то с коллективом класса придется побеседовать. Уговорить детей не смеяться — не будет сложной задачей. Важно также объяснить им, что дети с ОВЗ ни чем не отличаются от остальных и с ними тоже нужно общаться. Родители должны подготовить своего ребенка морально, чтобы он осознал всю доброжелательность окружающих и сам пошел на контакт.

Особенности работы с каждой группой детей с ОВЗ

Нарушение работы слуховых органов

Слуховые несовершенства могут иметь разную степень, именно от этого и зависит сложность работы с таким ребенком. В обычной школе способны обучатся дети слабослышащие, а вот глухому человеку без сурдопереводчика в массовом учебном учреждении не обойтись.

Попросите учителя посадить вашего ребенка на первую парту. Разумеется, преподавателю не стоит кричать на весь класс, чтобы его услышал слабослышащий учащийся. В современном мире существуют специальные аппараты, которые усиливают звучание голоса. Единственным проявлением недостатков здоровья может быть неправильное воспроизведение слов, вследствие их восприятие таковыми.

Слуховое ОВЗ в школе может быть не понято коллективом, потому что предполагает логопедические проблемы. Например, ребенок может менять буквы в словах или вовсе выбрасывать из словосочетаний. Преподавателю стоит научиться понимать такую речь, спокойно на нее реагировать и по возможности объяснять правильное звучание.

Нарушение работы органов речевого аппарата

ОВЗ в школе, связанные с логопедией, наименее опасны и проблематичны. Зачастую дети не просто не проговаривают 1-2 буквы, а имеют серьезные затруднения в произношении. При поступлении в школу, учитель младших классов обязан поговорить с таким ребенком на любые нейтральные темы, чтобы иметь представление о том, какие недостатки речи он имеет. Как только учитель поймет особенности вашего ребенка, все проблемы исчезнут. Такие дети легко может обучаться в массовой школе, поскольку они все понимают и наряду со всеми усваивают материал, участвуют в конкурсах и даже становятся медалистами.

Нарушение работы зрительной системы

Обучение детей с ОВЗ в школе возможно с минимальными приспособлениями. Попросите посадить вашего ребенка за первую парту среднего ряда, чтобы он видел доску. Чем больше контраст между цветом доски и мела (в данном случае речь идет о качестве мытья), тем легче ребенку будет понять надпись. Обучение детей с ОВЗ будет качественнее, если преподаватель будет комментировать картинки в учебнике или плакаты.

Слабовидящие дети рискуют испортить себе осанку, потому что наделены привычкой низко склонятся над тетрадью. Попросите учителя контролировать этот момент, и вы сможете избежать не только сколиоза, но и сосудистых заболеваний.

Нарушение работы опорно-двигательного аппарата

Такие дети с ОВЗ меньше всего нуждаются в опеке учителей. Основную проблему составляют одноклассники. Если ребенок способен передвигаться самостоятельно, то стоит предупредить появление насмешек с хромоты, неправильной осанки или же отсутствия полного контроля движений. Если повреждена правая рука, то предложите научиться писать левой – при поддержке и постоянных занятиях все получится, и во взрослой жизни человек не будет страдать от ограниченных возможностей в работе.
Ребенку, который может перемещается только на специальной коляске, в первую очередь, необходима взаимопомощь. Подниматься по лестнице или преодолевать высокие пороги можно только с помощью друзей. Попросите свое чадо не закрываться от остальных или самостоятельно содействуйте знакомству и намекните на необходимость прийти на выручку.

Нарушение общения и поведения

Дети с ОВЗ в школе, которые страдают аутизмом, могут испытывать некоторые неудобства. Вводить в учебный коллектив такого ребенка следует осторожно и постепенно. Сначала стоит познакомить его с классным руководителем. Далее возможны личные кратковременные общения с одноклассниками. После таких встреч ребенка можно привести в полный класс ненадолго, постепенно увеличивая время пребывания в коллективе.

Для человека с подобными нарушениями очень важно личное пространство. Окружающие должны уважать его особенные взгляды на жизнь. Преподаватель должен выработать особый подход, который бы смягчал все недопонимания. Требования к таким детям должны возрастать постепенно, ведь социализация зачастую проходит остро. Ни в коем случае не давите на ребенка, если он сопротивляется обществу, лучше отступить и подождать первого шага с его стороны.

Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться в школе, если родители, педагогический коллектив и одноклассники постараются создать условия для легкой социализации.


Поделиться