Память дошкольников

Запоминание — это одно из условий полноценного интеллектуального и физического формирования детей. Еще пару десятков лет назад ученые верили, что основная мозговая активность начинается в начальной школе.

Но сотни исследований и работ показали, что способность к запоминанию активно развивается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые окунается в условно учебную среду.

Концепция развития памяти у дошкольников

Память – это сложный психофизический процесс, включающий в себя не только умение к запечатлению, но и воспроизведению событий, ситуаций, движений.

В начале своего развития умения к запоминанию формируются при помощи движения. Новорожденный без осознания наблюдает за передвижением родителей и пытается копировать их.

Время близкое к началу обучения в школе отмечается преобладанием образной памяти. Дети постепенно приобретают навыки анализа и систематизации. Образы приобретают законченный вид со всеми деталями и окружающими их предметами.

Понятия возникают в мозге благодаря вкусовым и обонятельным рецепторам, слуху, а также зрению. Преобладающая ранее двигательная память усложняется и при помощи образов заключает в себя уже несколько компонентов.

По способу запечатления данных период перед школой характеризуется механичностью. Другими словами, малышу еще необходимо многое зазубривать. Эта черта постепенно ослабевает к началу обучения в школе.

По длительности сохранения информации период перед школой отмечается кратковременностью запоминания и быстрой потерей полученных данных. Но уже к концу первого года обучения длительная память станет более натренированной и начнет преобладать над кратковременной.

Память дошкольников формируется при учете многих факторов, которые требуется учитывать. Яркие картинки, сильные запахи, веселые ноты и четкий ритмичный слог способны подтолкнуть ребенка и пробудить в нем желание учиться и запоминать.

Особенности развития памяти у дошкольников

В дошкольном периоде мозг уже способен без больших психоневрологических и физических проблем воспринимать большой поток информации.

Память дошкольников заметно отличается от способности к запоминанию у детей ясельного возраста и характеризуется следующим:

— легкостью запоминания нового материала;
— умением оперировать полученными знаниями;
— воспроизводить полученные ранее знания;
— умением группировать предметы от частного к общему;
— проявлению эмоционального отношения к запоминаемому;
— способностью воспроизводить целостную ситуацию, а также ее отдельные элементы.

При этом нельзя не отметит факт того, что у разных ребят одного возраста способности к запоминанию и детальность воспроизведения полученной информации может существенно отличаться. Подобная особенность связана с их физическим и умственным развитием.

Развитие памяти дошкольников проходит эволюцию от непроизвольного запоминания к произвольному. Согласно учению В.С. Мухиной, не каждый малыш понимает необходимость в запечатлении той информации, что поступает к нему. Он непроизвольно усваивает те моменты, что затронули его на эмоциональном или физическом уровне. Лишь часть детей способна мотивировать себя на запоминание и последующее беспроблемное воспроизведение.

Чтобы развить способности, важно заучивать стихи, сказки или потешки, имеющие яркий и увлекательный сюжет. При этом немаловажную роль сыграет ритмичность и звуковая оформленность текста. Чем приятнее звуки и более четкий ритм, тем быстрее ребенок предшкольного возраста сможет развить способность к запечатлению информации.

Только к началу первого года обучения школьник демонстрирует произвольные умения к запоминанию.

Диагностики памяти дошкольников

Методы и приемы диагностики памяти оказывают благотворное влияние на способности к запечатлению. Психологи, работающие в детских коллективах, чаще применяют следующий списокдиагностик памяти дошкольников.

10 слов

Опрашиваемый прослушивает 10 коротких слов. После чего ему для хорошего результата требуется воспроизвести не менее 5-6 после первого прочтения. Если такого результата нет, требуется уделить больше внимания интеллектуальному формированию.

Логика

Подбирается 10 слов и 20 изображений. Картинки не должны точно отображать понятия, которые будут названы опрашиваемому. Например, если психолог говорит «молоко», на фотографии может отображаться корова, оладьи или любое другое ассоциативное понятие.

После прочтения перед испытуемым выкладываются картинки, при помощи которых он не только должен вспомнить все слова, но и подобрать соответствующее изображение. Норма – 5-6 понятий.

Образы

В квадрате из 12 ячеек изобразить 12 предметов или образов. Перед трестирующимся квадрат кладут на 45 секунд, после чего тот должен назвать или нарисовать предметы, увиденные в ячейках. Хорошим показателем является воспроизведение не менее 8 слов.

Движения и образы

Детям демонстрируется 10 различных характерных движений, после чего за 40 секунд они должны из 50 картинок выбрать те, на которых изображено то, что было показано. Нормой является 6 фотографий и больше.

При помощи подобных тестов родители самостоятельно могут проследить развитие умения к запоминанию и при необходимости помочь ребенку улучшить показатели.


Поделиться